Byzantine Chants, Sacred Concerto

February 7, 2009

Premier of Composer Margarita Zelenaia

Margarita Zelenaia, composer The music of Russian born composer Margarita Zelenaia received its Lincoln Center premiere in 1997 and its Carnegie Hall premiere in 2001. Among her the most recent world premieres (2008) was the string quartet, “August. Sunset Bloom,” on the New York Philharmonic Ensembles at Merkin Concert Hall series, that received both critical and audience acclaim. Without prejudices and stereotypes in her writing, Zelenaia possesses a rare ability to infuse her music with humor and lyrical tenderness, while also producing works of tremendous depth and seriousness.

Andrey Tchekmazov, cello The Grand Prize winner of Vittorio Gui International Chamber usic Competition and the Premio Trio di Trieste, Mr. Tchekmazov has performed extensively throughout North and South America, Europe, Russia and Asia, appearing with orchestras such as the Sao Paolo Symphony, Moscow Chamber Orchestra, Kiev Philharmonic and Teatro Alfa Symphony. He hailed by critics as an “extraordinary musician” (Washington Post). He has made recordings for the NAXOS label with the Russian National Philharmonic, as well as the Delos label.

Svetlana Gorokhovich, pianist has toured extensively in the United States, Japan, the Caribbean, Italy and Iceland and has recently appeared at Caramoor, Interharmony Music Festivals in Germany and Holland, the Summit Music Festival and Steinway Hall. At her Weill Hall Recital Hall debut, the “New York Concert Review” described her performing as an “…outstanding performance that perfectly balanced the lyrical and dynamic resources of the piano… Gorokhovich is a profound and almost self-effacing interpreter…”.

The performance, sponsored by RACH-C, The “Russian American Cultural Heritage Center,” was made possible by the generous support of the Northern Manhattan Arts Alliance (NoMAA), JP Morgan Chase Foundation, and the Upper Manhattan Empowerment Zone (UMEZ).
МАРГАРИТА ЗЕЛЕНАЯ: «ВИЗАНТИЙСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ» ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ в восьми частях для виолончели соло
Великая Литания. Речитатив
Монастырская служба/голос ветра
Покаянная молитва
Псалмодия
Херувимская песнь/Ангельское пение
Ариозо/Гармония души
Гармония сфер
Праздничный Роспев
Комментарии композитора:

“Музыкант, будь он композитор или исполнитель, должен быть “богословом…”
Н.В.Лосский

Обращаясь к жанру духовного концерта для сольного инструмента – виолончели, я исходила из того, что мелодия напева – есть вполне реальная информация, мелодическое слово, музыкальная ткань которого подобна живому организму. Тот факт, что «Концерт» состоит из 8 частей, связан с тем, что отличительной чертой византийского церковно-певческого искусства, перешедшего по наследству и в русскую музыкальную культуру, было наличие восьми напевов, каждый из которых обладал оригинальным музыкальным строем с устойчивым набором маленьких, в несколько звуков, мотивов, из соединения которых и образовывалась музыкальная ткань песнопения. Мне хотелось создать такую музыкальную палитру «Концерта», которая напоминала бы то, как древнерусский распевщик, аналогично иконописцу иконографических сюжетов, пользовался этим набором мелодий-попевок.
Великая Литания. Речитатив представляет собой хоровую речитацию. Начальное и конечное «Аминь» обрамляет этот номер.
Монастырская служба/голос ветра – в основе этой части лежит рассказ очевидца: «…Литургия в летнем соборе поразила меня необычайной величественностью монастырской службы, напевы держались древние, протяжные, напоминали голос ветра. Поначалу, пока прислушиваешься, слух, даже как будто оскорбляется непривычной суровой монотонностью гармонии, странностью ритма. Но затем так проникаешься этим истинно монашеским, бесстрастным пением, что услышанное соединяется в стройное гармоническое целое, сосредоточивая внимание на самом духе молитвы…»
Покаянная молитва – стилистически я использовала аналог сольного ариозо с хором: здесь есть истовость молитвы, покаянное состояние, в конце которого – катарсис.
Псалмодия – поскольку Псалмодия (греч. Psalmodía) – это своеобразный способ исполнения псалмов в виде спокойной мелодической декламации, в ней соседствуют аналог звучания голоса почти на одной ноте в среднем регистре (так распевалась большая часть богослужебно-поэтического текста) и хоровой ответ.
Херувимская песнь/Ангельское пение – как известно, в мелодиях знаменного роспева нет скачков, мелодия движется постепенно — словно парит, плавно поднимаясь и опускаясь, создавая лишенное внутреннего напряжения песнопение, вызывая настроение глубокого покоя, внутренней тишины. В этом напеве с помощью мелодии и ее флажолетного отражения в в двух регистрах виолончели: среднем и высоком, я хотела достигнуть той духовной высоты между звучанием виолончели (аналога человеческого голоса) и ангельского пения, которая обнаружит их духовное родство.
Ариозо/Гармония души – это поиск ответов на вопросы… Мне хотелось понять, что можно услышать в тишине молитвы, в тишине собственной души? Если музыка молитвы не рождается там, в этой самой тиши, то тогда где же? Мне хотелось прислушаться к этой внутренней музыке, заглянуть в себя…
Гармония сфер – выбор веры пришел в Россию именно из Византии. Он был определен эстетическими впечатлениями послов, отправленных Владимиром I Святославичем для испытания различных вер. Вернувшись из Константинополя, они сказали: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Б-гу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Праздничный Роспев пронизан колокольным звучанием. «Звон больших колоколов» и «перезвон малых колоколов» передают праздничность и торжественность момента.